Инклюзивное и специальное образование обучающихся с ОВЗ
Область применения программы:
программа обеспечивает овладение руководителями и педагогическими работниками практико-ориентированных знаний, умений и подходов к планированию и организации образовательной деятельности, развитие профессиональной компетенции специалистов образовательных организаций (ОО) по обеспечению условий для внедрения инклюзии и развития инклюзивной среды в образовательных организациях.
Назначение данной программы:
состоит в совершенствовании и (или) получении новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы, формирование у слушателей научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели на уровне системы дошкольного образования. В этой связи системной проработке нуждаются следующие аспекты профессиональной деятельности руководящего и педагогического персонала образовательной организации:
-
степень владения нормативно-правовом базой и документацией, регламентирующей образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ;
-
совершенствование компетенций в области психологических особенностей разных категорий детей с ОВЗ; алгоритма их подготовки к психолого-медико-педагогической комиссии;
-
совершенствование компетенций, касающихся особенностей образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-
способности корректировать рабочие программы учебных предметов в соответствии с особенностями обучения той или иной категории детей с ОВЗ;
-
наличие умения проектировать урок, направленный на организацию учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Цель обучения программе:
данная программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций руководящего и педагогического персонала образовательных организаций в реализации трудовых функций «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» в части общепедагогической функции «Обучение» (А/01.6) и «Педагогическая деятельность по реализации программ начального и основного общего образования» в части общепедагогической функции «Развивающая деятельность» (В/03.6).
Предметные компетенции:
-
способен выстраивать образовательный процесс с ориентацией на достижение целей конкретной ступени образования и с учетом новых образовательных стандартов;
-
владеет психолого-педагогическими технологиями в работе с разными категориями обучающихся;
-
способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
-
способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
-
способен осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования
-
готов разрабатывать технологии проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приёмов обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики
Методические компетенции:
-
готов к разработке систем обучения и воспитания детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками);
-
способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;
-
способность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
-
способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
-
современные технологии, позволяющие найти оригинальные решения практических задач по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях.
Психолого-педагогические компетенции:
Коммуникативные компетенции:
Универсальные компетенции:
-
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
-
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
-
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.
Общепрофессиональные компетенции:
-
способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
-
готов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
-
способен обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6).
Программа направлена на решение следующих задач:
-
диагностировать актуальные дефициты правовых, информационно-коммуникативных, управленческих и педагогических компетенций руководящих и педагогических работников образовательных организаций;
-
совершенствовать представление слушателей курса об инклюзивном образовании, его структуре, принципах построения в России и за рубежом;
-
познакомить слушателей с моделью построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего инклюзивное дошкольное образовательное учреждение;
-
показать варианты необходимых условий, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу различных структурных подразделений образовательных организаций;
-
раскрыть особенности организации педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях.
Категория слушателей:
руководители, административный персонал образовательных организаций и педагогические работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы для лиц в ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.
Форма обучения:
Итоги освоения программы:
по итогам освоения данной программы, после успешного прохождения итоговой аттестации, слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в объеме 108 академических часов.