Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) – это технология профессионального развития, направленная на достижение личного профессионального роста и мастерства. Предполагаем, что индивидуальный маршрут поможет педагогу отслеживать и анализировать результаты работы, совершенствовать методику преподавания. При правильном отношении ИОМ станет основой и для личностного роста.
Предварительной работой, проводимой до составления ИОМ, является процедура диагностики профессиональных компетенций учителей-предметников общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Процедура диагностики профессиональных компетенций на выявление предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных дефицитов. По результатам проведенной процедуры диагностики, исходя из выявленных дефицитов под руководством специалистов ЦНППМ составляется ИОМ.
Рисунок 1. Адресное научно-методическое сопровождение педагогических работников
Условиями реализации ИОМ являются:
- информационная поддержка образовательных организаций Республики Башкортостан о возможностях и перспективах реализации ИОМ;
- бесшовная матрица, включающая информацию о различных видах образовательных активностей (как внутри региона, так и за его пределами), направленных на развитие личностных и профессиональных компетенций педагога;
- банк запросов педагогических работников, для формирования технического задания на разработку образовательных продуктов, способствующих непрерывному профессиональному росту педагогов.
В результате реализации ИОМ будет созданный педагогом образовательный продукт, устранение профессиональных дефицитов педагога, будет отображен путь развития педагога от запланированных к реализованным действиям и рефлексии мониторинга непрерывного профессионального развития.
С целью создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих реализацию личностного подхода к формированию ИОМ, педагогам будет предоставлена возможность реализации ИОМ по гибкой структуре, с возможностью внесения изменений или корректировок педагогом по необходимости, после согласования с тьютором.
Структура ИОМ представляет собой бланк, заполняемый тьютором ЦНППМП ГБПОУ УМПК при участии педагога, включающий в себя информацию по каждому периоду обучения.
Нами разработан алгоритм формирования ИОМ представляющий поэтапную работу.
Рисунок 2. Алгоритм формирования ИОМ
Началом формирования педагогом ИОМ становится его личное обращение к тьютору ЦНППМ (живое обращение, телефонный звонок и т.д.). В ходе работы тьютора с педагогом (при необходимости применяются различные технологии, консультации, анкетирование и т.д.), с учетом разработанного индивидуального плана профессионального развития, определяется одна или несколько ключевых характеристик образовательного запроса педагога (основание для запуска ИОМ), а именно:
- образовательные цели;
- личные и профессиональные образовательные интересы;
- профессиональные дефициты.
Процедура выявления профессиональных дефицитов педагога проводится в ЦНППМ - добровольно, по желанию самого педагога. Педагог, желающий сформировать ИОМ, может:
- обратиться в ЦНППМ самостоятельно для прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов и/или получения рекомендаций по итогам прохождения диагностических/оценочных процедур (диагностики профессиональных компетенций, добровольной независимой оценки квалификации, аттестации с целью установления квалификационной категории и пр.);
- обратиться в ЦНППМ после консультации с тьютором для прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов и/или получения рекомендаций по итогам прохождения диагностических/оценочных процедур (диагностики профессиональных компетенций, добровольной независимой оценки квалификации, аттестации с целью установления квалификационной категории и пр.);
- отказаться от прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов.
На следующем этапе, вне зависимости от наличия результатов тестирования профессиональных дефицитов педагога, тьютор помогает педагогу сформировать свой образовательный запрос через формулирование педагогом:
- проблемных вопросов личного и профессионального развития;
- личных и профессиональных интересов.
Далее, на 3 этапе педагог формулирует образовательную цель ИОМ, которую раскрывает в планируемом маршрутном листе через выбранные мероприятия, согласованные с тьютором и руководителем образовательной организации. Информация, указанная в маршрутном листе, является основой для создания тьютором Программы. На этом этапе, тьютор предлагает педагогу создать образовательный продукт, предоставляя возможность педагогу на практике поучаствовать в методических разработках в различных статусах (организатор, модератор, лектор и т.д.). Возможность разработки образовательного продукта:
- является средством мотивации педагога, позволит вывести его профессиональную деятельность за рамки образовательной организации и закрепиться в профессиональном сообществе;
- обеспечивает горизонтальный рост педагога внутри образовательной организации.
Заключительный этап проводится по завершении реализации ИОМ. Описывается рефлексия как педагога, так и тьютора по результатам мероприятий из маршрутного листа и по результатам презентации образовательного продукта. На основании полученной рефлексии можно будет делать выводы об успешности выбранных мероприятий и определять дальнейшие действия по непрерывному профессиональному развитию педагога. В случаях, если педагог проходил тестирование по выявлению профессиональных дефицитов, тьютор может рекомендовать пройти это тестирование повторно, для наиболее точного выявления полученных результатов по итогам реализации ИОМ. Также, повторное тестирование может явиться основой для формирования нового ИОМ, при соответствующем желании педагога.
По итогам обучения, педагогу предлагается написать саморефлексию по прохождению ИОМ, в которой необходимо раскрыть ответы на ключевые вопросы, раскрывающие его личное отношение к процессам формирования и реализации ИОМ.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период. Реализованный ИОМ может использоваться при прохождении аттестации педагогическим работником. Таким образом, целенаправленный процесс развития профессионального мастерства требует планомерную работу, реализации которой помогает ИОМ педагога.
Документы:
- Распоряжение № Р-201 от 27.08.2021 г. Министерства просвещения РФ об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана
- Приказ об организации работы региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров № 40-цп от 28.10.2022г.
- Положение о региональной модели индивидуального профессионального роста педагогических работников в форматах непрерывного образования № 40-цп от 28.10.2022 г.
- Приказ об утверждении ответственных лиц по построению индивидуального образовательного маршрута (Приказ от 07.09.2023 г. №236/1)
- Приказ об утверждении мероприятий для построения индивидуального образовательного маршрута №41-1-цп от 31.10.2022 г.
- Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника
- Инструкция по составлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника на сайте дистанционного обучения ЦНППМПР
- Шаблон индивидуального профессионального роста педагогических работников в форматах непрерывного образования